Зная, как относятся между собой доши и элементы природы, мы можем изучить доши с точки зрения их функции в организме, и прежде всего их действие на дхату и малы (ткани и отходы организма). В аюрведических текстах доша определяется как «то, что не удерживается организмом и не удаляется им». Доши не есть удерживаемые структуры или субстанции, как дхату(ткани организма). С другой стороны, они не являются объектом изгнания, как малы (отходы организма). У дош мало материальной формы либо она совсем отсутствует. Их нелегко увидеть и изучить. Доши играют активную роль в гармоничном управлении процессами, от которых зависит жизнь, которая, однако, не всегда заметна. Дхату и малы (ткани и отходы организма) не могут работать сами по себе. Дхату (ткани) недостает способности питать себя. Малы (отходы) не могут самостоятельно покидать тело. Участь тех и других зависит от разумного руководства дош. Когда доши сбалансированы, они точно знают, когда и куда им следует направляться, как управлять процессами питания и удаления. Способность дош координировать деятельность дхату и движение мал придает им первостепенную важность в процессе аюрведического целительства. доши и их функции Вата ................ Разделение/перемещение Питта ............... Преобразование/усвоение Капха .............. Склеивание/разжижение Полезно думать о дошах как о «ветре перемен», который вызывает разные события. Благодаря этим невидимым силам в организме происходит всевозможное преобразование, транспортировка и упаковка. Вата работает в качестве транспортного средства, доставляющего пищу с одного этапа пищеварения на другой. Она собирает и возвращает в желудочно-кишечный тракт отходы, которые образуются в организме в процессе обмена веществ. Питта трансформирует пищу, которую приносит вата, в питательные вещества, обладающие большей доступностью для организма. Капха служит средством упаковки пищи, питательных веществ и отходов во время преобразования и транспортировки. Уникальной особенностью дош — функционального разума нашего организма, отличающей их от дхату и мал (тканей и отходов), является их способность беспрепятственно перемещаться по всему телу. В аюрведе она называется доша гати (подвижность дош) — движение дош от более к менее плотным структурам тела, и обратно. Это чрезвычайно важная способность. В отличие от мал (отходы организма) доши могут перемещаться из желудочно-кишечного тракта к дхату (тканям организма). Три доши сообща трудятся в качестве переносчиков кислорода и воды от внутренних слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта к поверхностным и глубоким тканям. В отличие от субстанции дхату доши также могут перемещаться из дхату в желудочно-кишечный тракт, унося с собой токсины и продукты метаболизма, которые затем изгоняются. Доши как бы работают в пространстве «между» дхату и малами, определяя состояние тех и других. На определенных этапах своей деятельности доши могут объединяться с дхату или с малами, сами не претерпевая при этом никаких изменений. Пример тому — работа слюнных желез. Если мы испытываем голод, и перед нами вдруг появилась вкусная еда, организм сразу начинает выделять слюну. Слюна смешивается с пищей, поступающей в ротовую полость, облегчая тем самым ее проглатывание и начиная переваривание. Откуда берется слюна? Это доши принесли ее из дхату в пустоту ротовой полости. Сделав свою работу, секрет будет реабсорбирован из желудка и кишечника и действием дош перенесен обратно в дхату. Доша гати (подвижность дош) помогает дошам поддерживать водный баланс в теле. Мы чаще освобождаемся от жидкости в расслабленном состоянии, чем в период высокой активности. При низкой активности, дхату (ткани) не нуждаются в большом количестве жидкости для смазки и защиты. Доши поддерживают баланс тканевой жидкости, удаляя избыток воды из дхату в пустоты тела. Если активность повышается, мы начинаем испытывать жажду — организм дает сигнал о том, что дхату испытают потребность во влаге. Мы пьем жидкость, и доши переносят ее по месту заявки. Если аюрведический врач определит, на каком уровне произошло нарушение пищеварительного процесса, он может судить о том, какая доша возбуждена или блокирована. После этого он может назначить ахару (диету) и вихару (упражнения), чтобы выровнять этот дисбаланс. Чтобы уравновесить доши, аюрведа предлагает вихару (упажнения) в виде асан йоги и пранаямы. Изучая влияние асан, мы убеждаемся в том, что они оказывают на доши регулирующее дейсвие. Я мог бы сказать даже, что индийские мудрецы создали асаны специально для регулировки дош. Деятельность дош описывается следующими постулатами (важность этих постулатов в процессе исцеления огромна). Их — четыре. Доши могут перемещаться по всему организму — в направлении от глубочайших структур костного мозга и репродуктивной ткани к поверхности кожи, и обратно. Разум дош отличает полезные субстанции и структуры от вредных. При этом он стремится изгнать последние из организма. Каждая доша наиболее эффективно работает с собственной зоной, питая ее и удаляя накопленные в этой зоне загрязнения. Лучшим временем для эвакуации отходов и доставки питательных веществ, связанных с конкретной дошей, из тканей в пустоты тела и из желудочно-кишечного тракта в ткани является период активности этой доши в течение суток.
Источник: http://Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения |