Мармавидья - наука о мармах, жизненных точках тела. Это огромная область знаний, существующая не одно тысячелетие. Одно из первых упоминаний марм встречается уже в Ригведе. Там бог Индра расправляется с демоном Виртрой, атакуя жизненные точки его тела (мармы) своей ваджрой. Теория марм оказала большое влияние на развитие индийских боевых искусств, йоги, астрологии и аюрведы. Кшурика Упанишада - текст исключительный, несмотря на свою краткость. Считается, что она принадлежит к Атхарваведе, включённой в канон Вед последней из-за её не совсем "брахманского" характера. В 25 шлоках таится немало интересных фактов. Прежде всего - это отсутствие персонифицированного Божества. Далее - главной целью йогина называется освобождение из "круга перерождений" и "затухание" (нирвана). И конечно же использовании в практике сосредоточения на определённых зонах тела - " мармах". Похоже что именно эта традиционная практика именуемая "мармастханани" легла в основу техник йоганидры школы Шивананды - Сатьянанды. Считается, что последствием мысленного отсечения "жизненных точек" является сосредоточение силы-шакти, до той поры рассеяной в теле, и подъём её по сушумне. В заключении можно сказать что эта упанишада - не философский трактат, а скорее чёткое описание медитативной техники. Кшурика Упанишада
СЕКИРА
ОМ! Да защитит нас обоих (Могучий)!
Да наставит нас обоих!
Да исполнимся оба силы!
Да не будет ограничения той силе!
Да не будем враждебны!
ОМ! Шанти! Шанти! Шанти!
1. Расскажу о секире - дхаране для достижения йоги, овладев которой, преданный йоге перевоплощения побеждает.
2. А (это) - сущность и цель Вед - так установлено словом Самосущего2. В тихом месте устроившись, там в асане3 находящийся,
3. втягивая (чувства) как черепаха члены, ум запирая в сердце, постепенно, посредством пранавы в течение 12 матр,
4. запирая все двери тела, пусть возвышенный сердцем наполняет всё сущесво: грудь, лицо, бедро, шею.
5. Пусть в этом (существе) собирает Праны, движущиеся внутри ноздрей, Направляя Праны внутрь, пусть затем удалит постепенно.
6. Утвердив постоянный ритм (дыхания) большим пальцем (и другими), практикует тройственное сосредоточение5 на двух лодыжках, а также голенях.
7. Также тройственное - на двух коленях, бёдрах, анусе, пенисе и в области пупа, там, (где) местопребывание Вайю.
8. Ибо здесь - Сушумна-нади, окружённый многими нади: малым, бледно-красным, жёлтым, чёрным, медно-красным и ярко-красным.
9. Малейшему, тонкому, белому нади пусть будет привержен: здесь пусть поднимается по пранам, словно паук по нити.
10. Там, кроваво-красным лотосом явленное, местопребывание великого Пуруши, маленьким белым лотосом в ведантах он назван.
11. Пронзив его, достигает горла. Этот нади старательно пусть наполняет. Ум пусть станет бритвой острейшей, и ручным - беспокойный разум.
12. Верхнюю часть стопы, в середине которой - форма и имя, следует отделить пребывающему в йоге всегда отточенным остриём ума (как) ваджрой Индры - так сказано.
13. (Также) известно марма на голени, посредством силы созерцания пусть её отсекает.
14. А посередине бедра должна находиться марма, освобождающее от дыхания; посредством четырёх повторений пусть (её) отсечёт безбоязненный и бесстрашный.
15. Потом йогин внутри горла вместе нади собирает. самая важная между сотней этих нади, избранная, по преданию -
16. сушумна, ибо она - чистое воплощение Брахмана, к (неё), высшей, примыкающие - ида - (что) находится слева, и пингала - справа,
17. между ними - самое лучшее место. Сведущий в этом - знает Веду. Из 72 тысяч противотоков (главный) - тайтила.
18. Другие же отсекаются Посредством йоги незапятнанного созерцания - (как) огненно сияющим лезвием ножа.
19. Пусть отсечёт сотню нади с (его) помощью в этом рождении мудрый. Будто собранные цветки жасмина, благоухает тайтила.
20. Так пусть он нади воспримет приятные и неприятные состояниями. (Те, кто высшего) того состояния достигнут, сказано, новых рождений избегнут.
21. Пусть находящийся в тихом месте пылом (подвижничества) победит постепенно (мятущееся) сознание, знающий сущность йоги, несвязанный, беззаботный.
22. Будто лебедь разрывая сети, без помех в пространство воспаряет, так живая душа, разорвавшая сети, навеки Сансару15 одолевает.
23. Будто затухающий светильник, в конце сжегши (масло), исчезнет, так все дела сжегши, исчезнет йогин.
24. Острейшим лезвием (дхараны), отточенным пранайамой на камне бесстрастия, отсекши (тело), знающий йогу, поистине, не уничтожается.
25. Сущностью бессмертной16 он обладает, когда от желания избавляется, отсекши все шесть (пороков), избавившийся (от них), он, поистине, не уничтожается. Такова упанишада.
ОМ! Да защитит нас обоих (Могучий)!
Да наставит нас обоих!
Да исполнимся оба силы!
Да не будет ограничения той силе!
Да не будем враждебны!
ОМ! Шанти! Шанти! Шанти!
Так закончена Кшурика упанишада Атхарваведы.
1 Название упанишады - Кшурика (санскр.- нож, кинжал, бритва) происходит от корня ksa - "рассекать, убивать,уничтожать". Постоянное упоминание секиры вероятно связано с созвучием слов dhara- лезвие и dharana - созерцание.
2 Самосущий ( svayambhu) - эпитет Брахмана-Праджапати, творца и владыки всего сущего.
3Асана - "неподвижная и удобная поза"
4 Пранава - слог Ом. Матра - единица времени, равная времени спокойного дыхания или дыхания во сне.Так же - время необходимое для того, чтобы не торопясь сделать круг пальцами по колену и затем щёлкнуть пальцами.
5 Тройственное сосредоточение - совокупность дхараны, дхьяны и самадхи.
6 Вайю(санскр. - ветер) - синоним аюрведического термина Вата(воздух)
7 Сушумна-нади - центральный энергетический канал человека.Именно по нему сила(шакти) должна подняться вверх.Область пупа( набхи ) традиционно считается местом где "соединяются все 72000 нади".
8 Анахата-чакра
9 Вишудха-чакра
10 Вероятно - талхридайя марма
11 Первое письменное упоминание марм в Ригведе связано именно с сюжетом, где Индра уничтожил демона Виртру путём атаки его марм своей ваджрой.
12 Индравасти марма
13 Урви марма
14 Синоним Сушумна-нади , дословно - "носорог".
15 Сансара - круговорот рождения и смерти.
16 Амрита таттва
Традиционно выделяют две ветви мармавидьи - тамильскую, основателем которой принято считать легендарного сиддха Агастьяра, и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и др. Тамильская нашла своё выражение в боевом искусстве варма - ати, традиционной медицине сиддхов и в школе ситтаров, классическое определение которой даёт сиддх Тирумулар: " Лишь тот, кто живёт йогой, и посредством её видит Божественнный Свет (оли) и Сила (шакти) - лишь тот ситтар".
Наследие же Сушруты оформилось в воинском исскустве каларипайят, аюрведе и различных школах йоги. В частности Свами Шивананда описывает технику концентрации на 16 точках тела (мармах) и называет её "Пратьяхара Яджнавалкьи".
Тамильская ветвь.
Как было упомянуто ранее, основателем тамильской ветви принято считать сиддха Агастьяра, личность легендарную и овеянную мраком древности. Тот ли это риши, что упомянут в Ригведе, или другой - неизвестно. Зато ясно, что наука мармавидьи была тайной и передавалась от учителя к ученику, о чём говорится в тексте "Агастьяр кутирам": "Это (знание о вармах) было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить за ним и пытаться восхвалять вас, но не позволяйте делать это. Лучше наблюдайте за учеником 12 лет и лишь потом дайте ему это знание".
Письменные источники традиционно создавались в стихотворной форме, что способствовало более полному запоминанию. По объёму они сильно разнятся - от 146 шлок в "Варма Кутирам" до более чем 1000 в "Варма Оти Муриву Кара Кутирам". Тамильская традиция насчитывает 108 жизненных точек, называемых вармами. Однако 108 - не общее число точек, а количество названий. Тамильский текст "Варма Оти Муриву Кара Кутирам" говорит о том, что 46 из 108-ми точек - единичные, а 62 - двойные, итого - 170 точек. Из этих 108-ми точек 96 классифицируются как второстепенные (тоду варма) и 12 как основные смертельные жизненные точки (паду варма). Наиболее опасны паду вармы - те, которые при достаточном повреждении влекут за собой смерть. Более многочисленные второстепенные точки менее опасны, но при повреждении вызывают сильную боль. Например, "Варма Оти Муриву Кара Кутирам" содержит следующую запись об одной из 12-ти смертельных точек:
45.1 Контаколи находится точно наверху головы. Вот симптомы при серьёзном повреждении:
45.2 Мой дорогой ученик, его голова полностью разрушается и происходит спонтанная эякуляция.
45.3 Случаются жизненно опасные судороги и озноб. При прямом поражении случается смерть.
45.4 Вы должны знать, что даже если опытный врач лечит это повреждение, пациент умрёт."
Другой тамильский текст, "Варма Кутирам", описывает название, расположение, симптомы поражения и противодействия для другой из 12-ти смертельных точек:
"Между бровями, ниже на одно рисовое звено, имя этог центра - тилада калам. Если он ломается при ударе, наступает смерть. Это смертельный центр. Если после удара нет перелома, человек открывает рот и смотрит в небо. Это будет продолжаться 3 и ? налика (90 минут). Я научу вас секретной технике. Схватите его за волосы, собранные в хвост на вершине головы и посадите его, и ударьте в центр макушки (темени) головы. Массируйте пинкалай (два нади, идущие по задней части шеи к ушам). Измельчите сушёный имбирь и выдуйте это в нос пострадавшего. Когда вы дадите рисовый отвар, будьте уверены, с пациентом всё будет хорошо".
В целом же можно сказать, что согласно традициям ситтаров, сами тексты - закрытая от невежд сокровищница, и только практика сиддха-йоги способна открыть её и показать их истинное значение. И подтверждая старую тамильскую поговорку "Не познавший себя, не может познать других", автор "Варма Оти Муриву Кара Кутирам" пишет : " Только практикуя пять ступеней (йоги кантам) в шести атарам (центры тонкого тела, санскр. - чакры) Вы получаете ясное понимание 108 варм".
Наследие Сушруты.
Ветвь, берущая своё начало в работах Сушруты, более известна. Отчасти это связано с большим количеством письменных источников, отчасти с их более доступным языком. Немалую роль в этом играет и всё возрастающая популярность йоги и аюрведы. Письменные источники этой традиции включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как "Сушрута-самхита", и менее известные - "Мармарахасьянгал" и "Марманиданам". Эти книги рассматривают вопросы местонахождения марм, каждой жизненной точке даны название, номер, расположение, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения, и симптомы при слабом повреждении точки. Примером такого описания может служить отрывок из "Марманиданам": "В центре тела, между толстой и тонкой кишкой располагается набхи марма. Это центр всех нади. Это сира марма(точка соединения сосудов). При повреждении наступает скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затруднённому дыханию, икоте. Время жизни - максимум 7 дней.
Между грудями, в месте соединения грудной клетки и брюшной полости находится хридайям марма. Это сира марма(точка соединения сосудов). При повреждении - скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затруднённому дыханию, икоте". Несколько особняком стоят тексты, описывающие как эти повреждения производить. Именно они легли в основу каларипайят. Вот отрывок из "Мармайогам" о набхи - и хридайям мармах: "Джалапатнам находится на половину ширины пальца ниже пупка. Блок левой, шаг с правой и удар правой рукой. Противник будет терять сознание и мочиться. Чтобы восстановить противника, надо произвести контрудар в точку, расположенную выше копчика на 6 пальцев. Иногда может просачиваться кровь. Тогда надавите основанием ладони на основание позвоночного столба. Трисанкпурушпам (трёхлепестковый цветок) между сосками ниже грудной клетки и выше брюшной полости, жидкостный по своей природе и по форме напоминает бутон лотоса, наклонённый вправо. Защититесь от удара левой и ударьте эту точку правым локтем. Восстановление - только ударом по противоположной стороне". Тексты "Грантхаваримарма чикитса" и "Мармани чикитса" посвящены способам лечения повреждения марм: "Если талхридайя марма повреждена, вы делаете дхара (непрерывный поток любой жидкости на какую-либо часть тела) с маслом гингелеи и гхи в течение трёх часов. После завершения дхара перемешиваете масло гингелеи с гхи и натираете это место. На верх головы кладёте смесь цветов жасмина со сливочным маслом. Удалить это через три часа. Затем натираете всё тело смесью воды, растительного масла, гхи, сока алоэ, или, если этого нет, гхи, растительного масла и соком кокосового ореха". В традиции Сушруты насчитывается 107 точек, но это общее количество. Названий точек - 43, некоторые названия идентичны для точек рук и ног. Так например урви марма - одновременно и середина бедра и середина плеча, а талхридайя марма - и центр подошвы и центр ладони. Согласно "Сушрута-самхите" (древнему аюрведическому трактату) марма - это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал - мамса (мышцы), сира (сосуды), снаю (связки), астхи (кости) и сандхи( суставы). Жизненными точками мармы называют по причине того, что по ним циркулирует жизненный ветер (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела - тем более опасны повреждения мармы. Из 107 наиболее важными считаются 64 мармы. Они в свою очередь делятся на кула мармы (наиболее важные, повреждения которых приводит к смерти или к очень серьёзнам повреждениям), колу мармы (останавливающие, повреждение которых вызывает острую боль) и абхьяса марамы (часто применяемые точки, не вызывающие серьёзных повреждений).
Марма йога.
Считается, что мармы - точки исключительно плотного тела, стхула - шарира. Однако некоторые источники говорят о 32 йоги мармах, точках тонкого тела. Они не все описаны в работах Сушруты, но по видимому полностью присутствуют в тамильской традиции. Все они связаны тонкими каналами - нади. В тамильской традиции для увеличения умственной мощи (манас шакти) существует следующая практика: "Ученик должен в течении 48 дней соблюдать брахмачарью и определённую диету, состоящую из воды и молодых кокосовых орехов. Он должен хорошо думать о всех людях и вырабатывать максимальное терпение. В течении этого периода необходимо повторять специальную йога-мантру в определённое время. Чаще всего это дхьянамурти-мантра, где описывается Дхьянамурти, мирное воплощение Кали. Благодаря этой мантре происходит её визуализация. Далее визуализируются 7 опорных точек (адхара), соответствующих 7 чакрам. Это выполняется дважды в день по 7 налика (2 часа 48 минут), за 2 налика (48 минут) до рассвета и заката. Оставшаяся часть дня посвящена практике пранаям, при которой визуализируются токи праны циркулирующие по нади. Сначала у практикующего возникает небольшое сотрясение в муладхаре (месте соединения всех нади тонкого тела). Далее возникает внутренний жар (тапас), а при концентрации на голове - видение ясного света (джьёти).По окончании этой практики человек легко может видеть и воздействовать на 32 йоги-мармы." 16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами, точками физического тела. Техника концентрации на них (мармастханани), известная также как "пратьяхара Яджнавалкьи" описана в йогической "Кшурика упанишаде". По мнению Свами Анандакапилы Сарасвати результатом такой практики является состояние йога-нидры, йогического сна, которое характеризуется изменением биоэлектрической активности мозга от бета- к дельта-ритму ( сон без сновидений) при бодрствовании сознания. По видимому аналогичную технику использовал Иоган Шульц при создании системы аутогенной тренировки. В частности в своей работе "Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога" он рассматривает сходство методов АТ и отдельных практик йоги, за что был неоднократно критикован "передовой общественностью".