Три
доши (основные физические энергии)
– это первичные и основные факторы человеческого
тела, которые управляют всей нашей физической
структурой и её функционированием. Образованные
из панчамахабхут доши – которые,
как и первоэлементы, не могут быть обнаружены
нашими чувствами непосредственно, а только
по проявлениям их качеств – являются
комбинацией двух из пяти бхут с преобладанием
какого-то одного из них. Называемые в
санскрите вата, питта и капха,
эти три базовые энергии ответственны
за все физиологические и психологические
процессы, происходящие внутри тела и
ума, являясь теми динамическими силами,
которые определяют рост и упадок человеческого
существа. Следовательно, все физические
характеристики, умственные способности
и эмоциональные тенденции человека можно
объяснить в терминах трёх дош, или тридоши.
Например,
большинство физических явлений, приписываемых
современной физиологией нервной системе,
может быть отождествлено с ватой. В равной
мере весь химический процесс, происходящий
в человеческом теле, может быть отнесён
к питте, включая ферменты, гормоны и всю
пищеварительную систему. А деятельность
скелетных и анаболических (ассимиляционных)
систем и фактически всей физической оболочки
в целом может рассматриваться как капха.
Вата
(Воздух и пространство) |
Питта
(Огонь и вода) |
Капха
(Вода и земля) |
Лёгкая
|
Лёгкая
|
Тяжёлая
|
Холодная
|
Горячая
|
Холодная
|
Сухая
|
Маслянистая
|
Маслянистая
|
Грубая
|
Острая
|
Медленная
|
Тонкая
|
Жидкая
|
Слизистая
|
Подвижная
|
Кислая
|
Плотная
|
Прозрачная
|
Острая
(едкая) |
Мягкая
|
Рассеивающаяся
|
Колеблющаяся |
Вяжущая
|
Таким
образом, каждая доша разделяет каждое
своё качество с другой дошей (хотя при
этом остаются небольшие различия в природе
разделяемого качества), в то время как
остающаяся третья доша обладает противоположным
качеством. Кроме того, каждая обладает
присущей ей способностью регулировать
и балансировать себя, и эта способность
обеспечивается антагонистическими качествами,
обусловленными составными элементами
этих дош.
Когда
доши сбалансированы, то есть находятся
в состоянии равновесия, тогда с нашим
здоровьем всё в порядке. Великий аюрведический
мудрец Чарака сказал: "Вата, питта и
капха поддерживают целостность живого
человеческого организма в его нормальном
состоянии и сочетаются друг с другом
таким образом, чтобы делать человека
цельным существом с его обладающими силой
индриями (органами чувств), хорошим цветом
лица и несомненным долголетием". Болезнь возникает
только тогда, когда имеется дисбаланс
трёх дош.
И поскольку именно самая сильная доша
обычно имеет наибольшую тенденцию к увеличению,
человек наиболее восприимчив к болезням,
связанным с увеличением его самой сильной
доши.
Важно
понять, что эти три доши – это силы, а
не вещества. Капха – это не слизь; это
сила, которая заставляет слизь возникать.
Подобным образом питта – это не жёлчь;
но именно она обусловливает порождение
жёлчи. Слово "доша" буквально означает
"ошибка" или "в неисправном состоянии",
поскольку доши указывают те ошибочные
направления, которые могут вести систему
к потере баланса.
В
равной мере важно понять, что три доши
внутри любого человека постоянно изменяются
из-за связанных с качествами дош определённого
образа жизни и окружающей среды, таких
как время и сезон года. Также важно понять,
что эти три доши – это не отдельные энергии,
а различные аспекты одной и той же энергии,
представленные вместе в бесконечном
разнообразии комбинаций, где их качества
перекрываются и находятся во взаимосвязи.
Однако
в аюрведе рассматриваются только три
типа конституции – в монотипах, когда
преобладает только одна доша, в двойственных
типах, когда две доши имеют примерно равную
силу, и, в очень редких случаях, обнаруживается
третий тип конституции, когда все три
доши одинаково сильны. В рамках этой широкой
классификации в первой категории находятся
различные подтипы, которые перечислены
ниже для более лёгкого рассмотрения.
Источник: http://Индия News |